В ближайшее время среди портов Прибалтики и Северо-Западного региона России развернётся конкуренция в сфере перевалки нефтеналивных грузов

Причинами этого могут стать профицит перевалочных мощностей в регионе, а также усиливающаяся роль портов Дальнего Востока.

Порт ПрибалтикиСеверо-Западный регион пока что занимает лидирующее положение в части экспорта российских нефтепродуктов. Сейчас тёмные нефтепродукты идут в основном через Таллин, второе и третье места принадлежат портам Санкт-Петербург и Высоцк. Лидирующее положение в части экспорта светлых нефтепродуктов сохраняет за собой Вентспилс. А вот Таллин в последние годы утратил своё значение для России, что объясняется отчасти политическими причинами, утверждают эксперты. 

По данным ценового агентства Argus, в 2009 году лишь 1% тёмных нефтепродуктов (мазут, вакуумный газойль) экспортировался по суше, 66% пришлось на балтийские порты (в 2008 году – 67%), 25% – на Черноморский бассейн (в 2008 году – 26%), 6,4% – Дальневосточный (в 2008 году – 6%), 1,4% – Северный (в 2008-м – 1%). 

Экспорт светлых нефтепродуктов, таких как бензин, нафта, авиакеросин и дизельное топливо, в основном осуществлялся через Балтийский бассейн (57% – в 2009 году, 55% – в 2008-м), 28% пришлось на черноморские порты (в 2008-м – 30%), 8% – на порты Дальнего Востока (без изменений), 5% – на Северный бассейн (в 2008-м – 6%). Лишь около 2% светлых нефтепродуктов отправилось на экспорт по суше, трубопроводным либо железнодорожным транспортом. 

По мнению некоторых отраслевых специалистов, можно ожидать, что объёмы перевалки нефтепродуктов и нефти стабилизируются приблизительно на уровне прошлого года. Однако, говорят эксперты, представляется вероятным, что за грузопотоки нефти и нефтепродуктов на Северо-Западе в ближайшее время развернётся серьёзная конкуренция. 

По некоторым оценкам, уже сейчас наблюдается профицит мощностей по перевалке углеводородов. А после ввода в строй терминалов в Усть-Луге и выхода на полную мощность терминала по перевалке нефтепродуктов в Приморске ситуация ещё более усложнится. Вместе с тем эксперты отмечают, что прогнозировать что-либо достаточно сложно. Ясно только одно – для независимых терминалов ситуация осложнится многократно. 

По словам пресс-секретаря порта Таллина Свена Ратассепа, пока что в порту не ожидают существенных изменений объёмов перевалки тёмных нефтепродуктов. Однако в более отдалённой перспективе порт готов к потере значительной части грузопотока наливных грузов после введения в строй терминала в Усть-Луге и собирается компенсировать эти потери за счёт привлечения дополнительных объёмов контейнерных перевозок. 

В настоящее время нефтяные грузы составляют около 70% в структуре грузооборота Таллинского порта, но в дальнейшем это соотношение может измениться. Прогнозировать объёмы г-н Ратассеп не берётся, однако он отмечает, что в любом случае услуги таллинских наливных терминалов не останутся совсем невостребованными. 

«В настоящее время и Vopak E.O.S., и Eurodek расширяют резервуары для хранения нефтепродуктов, предоставляют своим клиентам дополнительные возможности сервиса. Мы не думаем, что наши клиенты откажутся от использования услуг таллинских терминалов», – говорит он. 

Как рассказал председатель правления Vopak E.O.S. Арнаут Люгтмейер, терминал обслуживает широкий спектр нефтепродуктов, которые, помимо России, поступают также из Белоруссии и Казахстана, а также те объёмы, которые поставляются судами из США, Бенилюкса и балтийских портов. Например, из Риги и Калининграда поступает российская нефть, поскольку эти порты не могут обеспечить создания таких крупных партий грузов, которые предлагает Таллинский терминал. Осенью 2011 года планируется ввод в эксплуатацию ещё трёх резервуаров мощностью 25 тыс. тонн. 

Способность хранить большие объёмы и осуществлять загрузку крупнотоннажных танкеров предоставляет возможность формировать крупные партии грузов для непосредственной отправки на экспорт в регионы Дальнего Востока или США – без необходимости перегрузки в Голландии и Бельгии. 

Говоря о перевалке нефтеналивных грузов, директор департаментa стратегического планирования и управления проектами Рижского свободного порта Владимир Макаров отметил, что пока каких-либо негативных тенденций не наблюдается. «В этом году мы столкнулись с очень суровыми морозами в январе, и это затруднило работу железной дороги, что привело к некоторому снижению объёмов перевалки нефтегрузов, однако какие-то далеко идущие выводы делать трудно», – отмечает г-н Макаров. 

Впрочем, коллеги из Клайпедского порта говорят, что они таких трудностей не испытывали. «Наш грузооборот на 80% зависит от работы железной дороги, однако в текущем году с проблемами доставки грузов мы не сталкивались и в ближайшее время не ожидаем существенного изменения объёмов грузооборота, – говорит Артурас Друнгилас, директор по маркетингу и административным вопросам Клайпедского порта. – Мы ожидаем небольшого увеличения объёмов перевалки в связи с ростом производства на Мажейкяйском НПЗ, который сейчас увеличивает выпуск продукции после проводившегося ремонта». 

По мнению помощника управляющего свободного порта Вентспилс Гунтиса Терманиса, сейчас значительная часть грузов, и нефть в первую очередь, уйдёт на Дальний Восток. «Страны АТР – это хороший рынок, гораздо более перспективный, чем европейский. Однако учитывая, что Колумбия сейчас отказалась снабжать Европу углем, это, возможно, отчасти компенсирует наши потери», – говорит он. 

Терманис также убеждён, что с запуском терминала в Усть-Луге порт потеряет часть объёмов мазута. Каким образом Вентспилс сможет восполнить эти потери, пока что непонятно, учитывая, что эта зима показала существенное увеличение спроса на мазут, а спрос на дизельное топливо и бензин изрядно снизился. Впрочем, в порту объясняют рост спроса на мазут холодной зимой, а что ждёт нас в следующем году, сейчас предсказать трудно.

 

Все новости