После слияния Приморского и Новороссийского портов начнется строительство терминалов

Новороссийский морской торговый портПосле объявления в начале осени о покупке Приморского морского порта Новороссийским акции последнего лишь падали в цене. Новороссийский порт надеется развеять скептицизм инвесторов до начала декабря, когда должно пройти собрание акционеров порта для рассмотрения сделки. Объединенная компания в общем грузообороте морских портов сможет занять 33%, а ее доля рынка в перевалке нефти и нефтепродуктов достигнет 59 и 19% соответственно, говорится в обнародованной презентации НМТП.

На 16 декабря запланировано собрание акционеров Новороссийского порта, на котором должна быть рассмотрена сделка по слиянию НМТП и Приморского торгового порта (ПТП). Если миноритарии (им принадлежит 29,9% акций НМТП) проголосуют за объединение портовых активов, а регулирующие органы одобрят сделку, то закрыть ее можно будет уже в первом квартале 2011 года. Кроме того, до 20 ноября руководство НМТП проводит встречи с инвесторами, которые будут финансировать сделку. Ее общая стоимость — 2,153 млрд долл., из которых 1,95 млрд долл. — заемный капитал.

Согласно презентации НМТП для инвесторов у объединенной компании амбициозные планы. По завершении сделки объединенная стивидорная компания рассчитывает стать третьим по величине грузооборота портом в Европе (после Роттердама и Антверпена) и крупнейшим в России. Доля НМТП в грузо­обороте России увеличится с 16 до 33%. Бизнес компании будет сфокусирован на перевалке высокорентабельных грузов, таких как нефть и нефтепродукты. В НМТП рассчитывают, что доля рынка нефтеперевалки объединенной стивидорной компании увеличится с 22 до 59%.

Также НМТП раскрывает инвестиционные планы объединенной компании до 2013 года. Пик инвестиционной активности (без учета покупки ПТП) приходится на 2011 год — 233 млн долл., в 2012 году — 184 млн долл., в 2013 году — 199 млн долл. На эти средства стивидорная компания рассчитывает построить ряд контейнерных терминалов — в Новороссийске (мощность — 1,2 млн TEU, стоимость проекта — 370 млн долл.) и Балтийске (мощность — 400 тыс. TEU, стоимость проекта — 83 млн долл.). НМТП также планирует инвестировать в расширение мощностей по перевалке нефти и нефтепродуктов и зерна — в строительство мазутного (инвестиции — 222 млн долл.) и зернового (инвестиции — 35 млн долл.) терминалов. Также планируется реконструировать нефтяной терминал в Шесхарисе (под Новороссийском) и увеличить буксирный флот. В Приморске будет построен новый буксировочный комплекс мощностью 6 млн т.

Еще одним стимулом для миноритариев НМТП проголосовать за слияние с ПТП может стать и то, что новые акционеры стивидорной компании («Транснефть» и «Сумма Капитал») могут выкупить у государства 20% акций Новороссийского порта (правительство планирует объявить об аукционе по их продаже уже до конца текущего года). При этом государство сохранит «золотую акцию» порта.

Аналитик Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова полагает, что миноритарии не будут препятствовать сделке по слиянию НМТП и ПТП. «Планы по росту бизнеса вполне осуществимы, — говорит она. — Хотя и есть опасения, что с развитием портов Усть-Луга и Козьмино доля нефти и нефтепродуктов, направляемая через Новороссийск, может сократиться».

Все новости