Исторический очерк развития нефтебаз и нефтяного транспорта

История возникновения нефтескладского хозяйства в нашей стране теснейшим образом связана с развитием бакинской нефтяной промышленности на Апшеронском полуострове. Первые сведения о бакинских нефтяных источниках уходят в глубь веков.

В то время выходящую на поверхность нефть черпали ведрами, хранили и транспортировали в глиняных сосудах и бурдюках — кожаных мешках, смазанных изнутри смоляным варом.

Единственным видом нефтетранспорта в те времена были перевозки на верблюдах. Любопытно отметить, что подобным способом бакинская нефть перевозилась на расстояния свыше 1000 км и даже доходила до Багдада.

Добыча нефти в XVII в. достигала 3500 m/ год.

В этот период, собственно, и начинают возникать первобытные нефтесклады, представляющие собой земляные ямы — резервуары, устраиваемые в глинистых грунтах.

Такой способ хранения нефти применялся долгое время, до второй половины XIX в.

В 1873 г. в Балаханах из буровой скважины с глубины 29 м забил мощный фонтан нефти, заливший всю окрестность. С этого времени, несмотря на слабые технические возможности, бурение скважин пошло интенсивными темпами, и нефтяная промышленность начала быстро развиваться.

Первый стальной резервуар был выстроен в 1878 г. по проекту инженера (позднее академика) В. Г. Шухова и инженера А. В. Бари. С этого времени нефтесклады начинают оборудоваться металлическими резервуарами и паровыми насосами.

Несколько ранее было начато производство деревянных бочек и металлических бидонов для затаривания нефти и керосина.

Однако перевозки в таре не долго могли удовлетворять развивавшуюся промышленность. Уже в 1873 г. появилась первая парусная шхуна с отделениями в трюме для перевозки нефти, а в 1878 г. были выстроены для Каспийского моря первые в мире нефтеналивные суда с отсеками — пароход «Зороастр» и другие — грузоподъемностью 250—820 т. Тогда же были выстроены две первые керосиновые нефтеналивные баржи вместимостью по 900 т каждая. В 1878 г. на железнодорожной ветке Балаханы — нефтеперегонные заводы появляется и первая железнодорожная нефтеналивная цистерна.

Первый русский нефтепровод диаметром 4″, длиной 10 км был проложен в 1878 г. между Балаханскими промыслами и нефтеперегонным заводом.

То обстоятельство, что колыбелью русской нефтяной промышленности явился бакинский нефтяной район, вплотную примыкающий к Каспийскому морю, на значительный период времени определило направление развития нефтескладского хозяйства и нефтяного транспорта. Нефть пошла по великой русской водной магистрали: Каспийское море — Волга с притоками Камой и Окой — Мариинская система — Нева. На этом-то пути и расположились важнейшие нефтяные базы, питавшие нефтепродуктами большую часть потребителей.

В дореволюционной России развитие нефтяной промышленности было подчинено принципам капиталистической конкуренции, част­ные компании самостоятельно решали проблемы снабжения потребителей нефтепродуктами. Нефтебазы сооружались в зависимости от конъюнктурных особенностей внутреннего и внешнего рынков. Нефтебазы строили и эксплуатировали, мало считаясь с требованиями науки и техники. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции нефтескладское хозяйство находилось в крайне плохом и изношенном состоянии.

В июле 1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров вся нефтяная промышленность бывшей царской России вместе с предприятиями частно­капиталистических компаний была национализирована, и управление ею перешло в ведение государства. К этому времени нефтескладское хозяйство — одна из наиболее важных отраслей нефтяной промышленности — было в значительной степени расхищено и уничтожено интервентами и находилось в состоянии полного развала. Из 1000 мелких нефтескладов эксплуатировались только 91.

Восстановление нефтебаз шло по трем направлениям:

1) в целях экономии материальных средств и эксплуатационных расходов проводилась концентрация нефтескладов в пунктах, где в силу конкуренции бывших частных компаний имелось по два и более нефтескладов;

2) проводилась широкая реконструкция оборудования нефтебаз;

3) так как имевшаяся сеть нефтескладов по своему географическому положению не удовлетворяла требованиям нормальной организации снабжения нефтепродуктами быстро развивающегося народного хозяйства, было начато строительство новых нефтескладов.

В период первой сталинской пятилетки (1928—1932 гг.) в связи с огромным совхозным строительством и осуществлением развернутой программы коллективизации сельского хозяйства на базе механизации вопрос дальнейшего улучшения системы нефтеснабжения стал чрезвычайно актуальным. Развитие нефтебаз в это время отставало от бурного роста других отраслей нефтяной промышленности; кроме того, плохое состояние складского оборудования отражалось на качестве нефтепродуктов и обусловливало значительные потери их.

Поэтому в области нефтескладского хозяйства первая пятилетка характеризуется реконструкцией и расширением нефтескладской сети. Общее направление реконструкции заключалось в приспособлении нефтескладов к приему нефтепродуктов в большем ассортименте и в увеличении пропускной способности нефтебаз.

В результате выполнения первой пятилетки в 21/2 года нефтескладская сеть по числу нефтескладов, эксплуатируемых возглавившим нефтескладское дело Главнефтесбытом, возросла на 50%. Были проведены электрификация и механизация всех важнейших и наиболее трудоемких операций по приему и перекачке нефтепродуктов; значительно улучшилось производство нефтетары; был разработан и внедрен ряд мероприятий по пожарной безопасности нефтескладов и т. д. и т. п.

В годы второй сталинской пятилетки, характеризующейся дальнейшей индустриализацией страны, ростом посевных площадей и всех видов социалистического сельского хозяйства на базе применения новейшей машинной техники, перед нефтескладским хозяйством стояли примерно те же задачи, что и в первой пятилетке, но в значительно расширенном виде.

К концу второй пятилетки нефтескладское хозяйство Нефтесбыта увеличилось по сети нефтебаз на 55,7%, а по емкости на 9,7%, причем парк нефтехранилищ по крупным нефтескладам увеличился на 2,5%, а по торгово-распределительным базам (мелким) на 83,6%.

В эти годы нефтесклады системы Главнефтесбыта путем ликвидации мелкой розничной продажи нефтепродуктов, переданной развитой сети нефтелавок, увеличения грузооборота и укрупнения операций, превратились в хозяйственные оптовые единицы — нефтебазы. Нефтескладское хозяйство обеспечило бесперебойное снабжение социалистического хозяйства широким ассортиментом нефтепродуктов.

О росте в период сталинских пятилеток нефтескладской сети, емкости резервуарных парков и грузооборота нефтебаз можно судить по данным табл. 1 и 2.

В третьей пятилетке необходимо было осуществить реконструкцию перевалочных нефтебаз союзного значения и развитие сети нефтебаз, осо­бенно в районах Востока; вооружить нефтебазы достаточной емкостью, особенно по составу нефтехранилищ и системе трубопроводов для раздельного приема, хранения и отпуска нефтепродуктов в целях недопущения ухудшения качества и для уменьшения потерь нефтепродуктов; обеспечить благоустройство нефтебаз, создав нормальные жилищно-бытовые и культурные условия для нефтескладских кадров; создать условия для сохранения этих кадров и для резкого повышения их квалификации;

Таблица 1
Грузооборот нефтебаз Годы
1913 1927 1932 1937 1941
Грузооборот в % к 1913 г. 100 104 246 359 400
Таблица 2
Емкость нефтебаз Годы
1928 1932 1938
Емкость нефтебаз в % к 1928 г. 100 127 178

механизировать трудоемкие процессы на нефтебазах; резко повысить технический уровень тарного хозяйства.

Вероломное нападение фашистской Германии задержало выполнение этой обширной программы и нанесло огромный ущерб нефтескладскому хозяйству, чрезвычайно сильно разрушенному немецкими захватчиками.

Однако, несмотря на трудные условия военного времени, по мере освобождения Советской Армией временно оккупированных врагом районов тотчас же принимались меры к быстрому восстановлению нефтебаз.

В четвертой сталинской пятилетке продолжается восстановление разрушенных объектов нефтескладского хозяйства, оснащение передовой техникой существующих нефтебаз и развернуто строительство новых нефтескладов.