Заслуги отечественных ученых и техников в развитии нефтескладского дела
Два крупных русских ученых — Дмитрий Иванович Менделеев и Владимир Григорьевич Шухов — еще в конце девятнадцатого столетия на многие годы определили пути развития техники нефтескладского дела и транспорта нефти не только в России, но и во всем мире.
Менделеев был не только великим ученым, но и редким организатором. В 1859 г. он был приглашен одним из нефтепромышленников в г. Баку для консультации по вопросам производства керосина. За время пребывания в Баку талантливый ученый отчетливо понял, почему Бакинские промысла при колоссальных запасах нефти почти не развиваются.
Основным препятствием на путях развития нефтяного дела являлась тогда крайне отсталая техника транспортного и складского хозяйства. Нефть с промыслов возили на арбах. Транспорт лимитировал добычу.
Тщательное изучение нефтяного дела, потребности в нефти и в нефтепродуктах и, наконец, географические карты России привели Менделеева к мысли о полной реорганизации транспорта и хранения нефти. Он разработал и опубликовал программу этой реорганизации, основными пунктами которой были:
1) ликвидация архаического транспорта нефти на арбах;
2) широкое строительство нефтепроводов;
3) ликвидация земляных амбаров и строительство железных резервуаров для хранения нефти;
4) постройка наливных барж и кораблей для перевозок нефти по воде;
5) применение насосов для перекачки нефти;
6) строительство нефтеперегонных заводов и нефтескладов внутри страны на водных магистралях, в первую очередь на Волге.
Менделеев не только разработал программу реорганизации нефтескладского дела в России, но и энергично добивался ее выполнения. Первый нефтепровод Балаханы — Баку был сооружен в 1878 г. под его личным наблюдением. Первый магистральный трубопровод Баку—Батуми протяжением 833 км был сооружен в 1906 г. по инициативе и под наблюдением Менделеева.
Программа организации и технического перевооружения транспорта и хранения нефти, разработанная Менделеевым, была широко использована и за границей, в первую очередь в США.
В 1876 г. Д. И. Менделеев предпринимает поездку в Америку для ознакомления с американской нефтяной техникой и, в частности, с техникой транспортирования и хранения нефти. Это знакомство привело его к заключению, что «нашим Бакинским … техникам нечему учиться у американцев…» Неблагоприятное впечатление осталось у Д. И. Менделеева и о состоянии в США научно-исследовательской работы по нефти. «Обращался, — пишет он, — ко многим ученым для получения ближайших сведений о научной разработке нефтяного вопроса в Америке и был немало удивлен, узнав, что … нет еще у американцев ответов на самые первые научные вопросы, относящиеся к нефти».
Д. И. Менделеев никогда не принимал личного участия в промышленных делах частных фирм, хотя последние усиленно добивались этого. Это позволяло ему всегда защищать интересы отечественной нефтяной промышленности в целом и, не завися ни от кого, в то же время быть авторитетом для всех. Менделеев был великим патриотом своей родины. В своих «Заветных мыслях» он говорит, что «от развития промышленности первее всего зависит благо народное».
Другой колоритной фигурой, внесшей вклад огромной ценности в развитие техники нефтяного дела, был В. Г. Шухов. Он впервые построил в России стальные резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов, дав ныне широко применяемый в СССР и за рубежом классический метод расчета резервуаров при наименьшей затрате металла. В 1884 г. первым, а в 1895 г. вторым изданием вышла его работа «Нефтепроводы и их применение в промышленности», в которой излагаются вопросы расчета нефтепроводов и выбор экономически целесообразных вариантов транспорта нефти. В. Г. Шуховым впервые в мире была разработана и осуществлена перекачка по трубам вязких и застывающих нефтепродуктов с подогревом. Много сделал В. Г. Шухов и для улучшения конструкций насосов, особенно паровых. В первый период после Великой Октябрьской революции в связи с недостатком стали для труб, он использует для сооружения трубопроводов дерево. Для транспортирования нефтепродуктов водным путем В. Г. Шухов первый предложил применять нефтеналивные суда вместо судов с резервуарами. Он же явился первым строителем огромных нефтеналивных барж длиной до 150 м, строившихся на судостроительном заводе А. В. Бари в Саратове.
В. Г. Шухов обладал широким кругозором и необычайным разнообразием технической мысли, выводившим его за пределы нефтяной промышленности: он проектировал и строил стальной гиперболический маяк в Херсоне, радиобашню в Москве на Шаболовке высотой 160 м и т. д. Паровые котлы Шухова получили всеобщее признание и распространение. Он умел быстро ориентироваться в каждом новом деле, сразу отличая главное от второстепенного. Различные технические вопросы решались им строго научно; он никогда ничего не делал «наглазок».