Александр Бари — основатель первой российской инжиниринговой фирмы

shuhov4

Александр Вениаминович Бари — известный русский предпринимателей конца XIX — начала XX века, создатель первой российской инжиниринговой компании.

До сих пор не существует какого-либо серьезного исторического исследования, повествующего о жизни и деятельности этой незаурядной личности — инженера, предпринимателя, мецената, внесшего весомый вклад в становление индустриального потенциала России на переломе двух эпох.

Родился Александр Бари в 1847 г. в Санкт-Петербурге в семье преподавателя иностранных языков Пажеского корпуса, привилегированного военно-учебного заведения.

В 1867 г. он поступил на механическое отделение Цюрихской политехнической школы — одного из признанных в Европе технических учебных заведений. После ее окончания в 1870 г. уехал в США, где работал сначала на мостовом заводе, затем на машиностроительном в Детройте и в технической конторе в Филадельфии.

Растущее инженерное мастерство и опыт А.Бари получили признание специалистов — его избрали председателем Филадельфийского общества инженеров. В 1876 г. за участие в строительстве павильонов для Всемирной выставки в Филадельфии он был удостоен золотой медали.

На выставке Александр Бари познакомился с группой преподавателей и специалистов Императорского Московского технического училища (ИМТУ), куда входили: профессоры Ф.Орлов, П.Панаев, Ф.Эшлиман, инженеры-механики В.Шухов, В.Малышев, Д.Советкин. Эта встреча предопределила крутой поворот в его дальнейшей жизни.

Александр Бари взял своеобразное шефство над русскими инженерами: оказывал разнообразную помощь в закупке лабораторного оборудования, станков и инструмента. Это плодотворное сотрудничество получило продолжение. В знак признания заслуг и «сообразуясь с готовностью господина Бари быть на будущее полезным техническому училищу», его избирают в 1877 г. членом-корреспондентом педагогического совета ИМТУ.

Бари вместе с младшим братом Вильямом, выпускником Санкт-Петербургского Горного института, создает небольшое предприятие по проектированию и производству электродвигателей, продукция которого, однако, оказалась невостребованной для тогдашней России.

Знакомство с Николаем Сытенко, отставным инженером-подполковником, членом Императорского Русского технического общества (ИРТО), предопределило новое направление деловой и инженерной деятельности — Александр создает фирму «Бари, Сытенко и Ко» для участия в строительстве объектов бурно развивающейся российской нефтяной промышленности.

Николай Сытенко, хорошо знавший по совместной деятельности в ИРТО Людвига Нобеля, известного предпринимателя, обратившего в тот период пристальное внимание на нефтяное производство, способствовал его встрече с Александром Бари. И компания «Бари, Сытенко и Ко» смогла предложить Л.Нобелю свои проектные и строительные услуги как в модернизации нефтеперерабатывающего производства, так и в организации рационального хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов. В тот же период возобновилось знакомство Александра Бари с молодым инженером, выпускником ИМТУ, Владимиром Шуховым, переросшее впоследствии в крепкую дружбу и творческий союз.

Компания «Бари, Сытенко и Ко» начала с выполнения заказа предприятия братьев Нобель по строительству первого российского нефтепровода. В свое время в США Александр Бари участвовал в сооружении подобных объектов и полностью смог передать свой опыт Владимиру Шухову.

Осенью 1878 г. на Апшеронском полуострове вступил в эксплуатацию нефтепровод Балаханы-Черный город длиной около 8,5 версты (приблизительно 10 км), с диаметром трубы 3 дюйма (76 мм) и пропускной способностью 80 тыс. пудов нефти в сутки. В 1879 г. там же компания А.В.Бари построила второй российский трубопровод для фирмы «Г.М.Лианозов и Ко» протяженностью около 14 км.

На Апшеронском полуострове компания Александра Бари обозначила одно из своих главных направлений деятельности — строительство нефтегазовых объектов. Здесь Владимир Шухов спроектировал и построил первый вертикальный цилиндрический клепаный резервуар для хранения нефти, заложил основы отечественной школы резервуаростроения.

В 1880 г. Александр Бари начинает свою деятельность в Москве. 13 сентября в канцелярию московского генерал-губернатора было подано прошение инженера А.Бари, отставного инженера-полковника Н.Сытенко, титулярного советника И.Рубинского «О разрешении устройства и открытия нефтяного завода в Московском уезде». 19 ноября документы были подписаны. Первоначально под территорию завода отводилось 2070 кв. сажен земли. Впоследствии для управления деятельностью завода учреждается «Товарищество Русско-Американского нефтяного производства». Строительство и монтаж оборудования проводила, естественно, контора А.Бари, а работами руководил инженер-механик В.Шухов.

8 июня 1881 г. можно считать датой начала производства на нефтяном заводе. По словам очевидца, посетившего завод, «он находится в Выхинской волости, в приходе Кусково, на собственной земле Товарищества, смежной с полотном Нижегородской железной дороги. Нефть доставляется по реке Волге из Баку в Нижний Новгород, а оттуда цистернами по железной дороге на Кусковскую платформу… Для хранения нефти на дворе завода есть несколько герметичных резервуаров, врытых в землю и вмещающих 5000 ведер нефти каждый. На заводе работает 15 человек».

Уже на Всероссийской выставке 1882 г. продукция Кусковского завода получает первую награду — бронзовую медаль «за нефтяные продукты весьма хорошего качества». В 1885 г. товарищество участвует во Всемирной выставке в Антверпене, где получает серебряную медаль.

Однако к этому времени Александр Бари отошел от дел, а свою долю акций предприятия продал известному предпринимателю Петру Губонину.

shuhov4

А главным делом жизни А.Бари становится его основное предприятие — «Техническая контора инженера А.В.Бари», которая предлагала технические или, по современной терминологии, инжиниринговые услуги и занималась строительством объектов «под ключ». Контора была зарегистрирована в Москве в декабре 1880 г. Ее техническим руководителем стал В.Шухов.
Наиболее перспективным делом на первом этапе деятельности «Технической конторы» было проектирование и строительство резервуаров.

Проблема хранения нефти и нефтепродуктов для отечественной нефтяной промышленности в тот период стояла весьма остро. Каменные погреба и амбары не могли обеспечить качественного хранения нефти в условиях резкого роста ее добычи. А дорогостоящие металлические резервуары зарубежного производства имели прямоугольную форму, обладали большим весом, были весьма нетехнологичны при сборке и создавали постоянные проблемы в эксплуатации.

Именно в «Строительной конторе инженера А.В.Бари» инженер-механик Владимир Шухов, по словам профессора Императорского Московского технического училища Петра Худякова, создал «школу рациональной постройки нефтяных резервуаров на строго экономичных началах». Была разработана новая методика проектирования, изготовления и монтажа клепаных резервуаров минимального веса на облегченном основании. Все они соответствовали определенным фирменным стандартам с унифицированными элементами; были составлены специальные таблицы, с помощью которых можно было быстро определять объем резервуара, тип, расход металла и стоимость материала и строительства. Для раскроя листа и разметки отверстий под заклепки использовались специальные шаблоны. Впервые в мировой практике была внедрена поточная сборка цилиндрических емкостей из металлических стандартных элементов. Они сразу же привлекли внимание русских промышленников и многих зарубежных специалистов. Для сравнения: толщина стенки резервуаров отечественного производства составляла 4 мм, немецких — 5 мм, а американских — 6,35 мм. Только за два первых года работы контора А.Бари построила их 130 штук. Так, для Константиновского завода «Товарищества В.И.Рагозин и Ко» за летний период 1881 г. — 10, общим объемом 16000 пудов; для Товарищества «Нефть» в Царицыне в 1883-1888 гг. — 38, общей емкостью 5 млн 230 тыс. пудов. Значительный объем работ контора выполнила в 1891-1896 гг. при сооружении резервуарных парков в Батуми и на Апшеронском полуострове. Если в 1885 г. в этом районе насчитывалось только 100 стальных резервуаров, то уже в 1899 г. их число достигло 579.

К 1910 г., за 30 лет своей деятельности, контора инженера А.Бари построила в России 3240 металлических резервуаров общей емкостью 178 млн пудов.

Другим перспективным направлением деятельности конторы с 1885 г. стало участие в создании Волжского нефтеналивного флота на собственных верфях в Саратове и Царицыне.

Как известно из истории, первые наливные перевозки нефти осуществили братья Николай и Дмитрий Артемовы в 1875 г. на деревянной шхуне «Александр». Их опыт был быстро подхвачен волжскими судовладельцами. Однако деревянные баржи, переделанные под транспортировку нефти, не были надежными. И хотя с 60-х годов XIX века на Сормовском заводе по проекту известного судостроителя Михаила Окунева наряду со строительством пароходов изготавливали и стальные баржи, их высокая стоимость и несовершенство конструкции препятствовали широкому распространению. Первые баржи «Ока» и «Солоница», принадлежавшие обществу «Кавказ и Меркурий», по свидетельству современников, напоминали своей формой огромные 25-саженные утюги. Как следствие, при транспортировке такие баржи «рыскали», то есть постоянно отклонялись от прямого курса, двигаясь зигзагами.

Растущая потребность в транспортировке нефти и нефтепродуктов диктовала свои условия подходов к проектированию и строительству буксируемых речных нефтеналивных плавсредств. Хорошо зарекомендовавшие себя принципы в резервуаростроении инженеры конторы творчески перенесли в речное судостроение.

shuhov4

В 1884 г. Александр Бари открыл отделение своей конторы в Саратове, которое вначале было ориентировано на строительство резервуаров. Однако уже в 1885 г. по заказу судовладельцев Баранова и Шитова были построены две металлические нефтеналивные баржи грузоподъемностью 40 и 50 тыс. пудов. Инженеры конторы А.Бари создали новый, рациональный тип нефтеналивной баржи: ее носовой части была придана ложкообразная форма, кормовая часть выполнялась со значительным подбором. Впервые в корпусе была создана своеобразная кессонная система из перекрещивающихся продольных и поперечных балок, применены конструктивные и несущие элементы надстройки и перегородок для создания допол нительной жесткости. Точные чертежи барж создавались в Московской Головной конторе, а непосредственный раскрой по лекалам и строительство, как правило, поточным методом от пяти до десяти барж одновременно, велись на собственных верфях сначала в Саратове, а затем и в Царицыне. Вначале строились баржи длиной 70 м и шириной 10 м, но вскоре перешли к сооружению «речных великанов» длиной 150-170 м и водоизмещением до 100 тыс. пудов. Среди значимых судостроительных объектов конторы А.Бари выделялось строительство в 1890 г. двухвинтового танкера для пароходного общества Г.Меркурьева для перевозок 40 тыс. пудов керосина. Длина его составляла 85 м, ширина — 11 м.

Технология судостроительных отделений конторы А.Бари во многом опередила свое время. Именно ее инженеры заложили основы прогрессивного поточно-позиционного метода строительства судов путем сборки на стапелях, широко применяемого и в наше время.

К 1910 г. Саратовское и Царицынское отделения конторы построили 65 барж общей грузоподъемностью 6,8 млн пудов, что тогда составляло около половины тоннажа волжского нефтеналивного флота.

Инженеры конторы А.Бари уделяли большое внимание разработке нового эффективного оборудования для переработки нефти. Вначале они занимались совершенствованием перегонного куба периодического действия. Затем инженеры-механики Владимир Шухов и Иван Елин разработали перегонный куб непрерывного действия, и в 1883 г. кубовая батарея их конструкции была смонтирована на заводе «Товарищества братьев Нобель» в Баку. Эффективность работы новых установок убедительно свидетельствовала в их пользу. Если в 1883 г. в керосиновом производстве на Апшеронском полуострове действовало 792 куба периодического действия и только 153 куба непрерывного действия, то уже к 1900 г. соотношение коренным образом изменилось: в эксплуатации было 106 кубов периодического действия и 671 куб — непрерывного. Наряду с определенными достоинствами куб непрерывного действия все же имел и существенные недостатки: большую металлоемкость конструкции, невысокую производительность, отсутствие возможности отделения разнообразных погонов нефти.

В 1886 г. Владимир Шухов и Феликс Инчик подают заявку на «аппарат для непрерывной дробной перегонки нефти и т.п. веществ», однако «привилегия Р 13200» была получена только 31 декабря 1888 г. В 1889 г. эта установка была смонтирована на бакинском нефтеперегонном заводе фирмы «С.М.Шибаев и сыновья». В 1888 г. В.Шухов и Ф. Инчик подали заявку на «гидравлический дефлегматор для перегонки нефти и других жидкостей», позволяющий дробить погоны нефти на тяжелые и легкие части. Наконец, 24 января 1890 г. Владимир Шухов и Сергей Гаврилов подают заявку на «приборы для непрерывной дробной перегонки нефти и т.п. жидкостей, а также для непрерывного получения газа из нефти и ее продуктов». Это было, по существу, первое аппаратурное оформление термического крекинг-процесса с применением давления. Кроме этого, для отечественной нефтяной промышленности инженеры конторы А.Бари разработали ряд оригинальных конструкций насосов, нефтенапорных башен, нефтеподогревателей и иного оборудования.

В 1890 г. Императорское Московское техническое училище присвоило Александру Бари почетное звание инженера-механика. В соответствии с уставным положением, это звание даруется «образованным лицам, заявившим себя полезной и многолетней практической деятельностью по управлению фабриками и заводами или сделавшими какие-либо замечательные открытия или усовершенствования в техническом деле».

19 апреля 1894 г. Александр Бари был избран почетным членом Политехнического общества, объединявшего в то время лучших отечественных инженеров и техников. Достаточно сказать, что в его составе были: гениальный русский ученый Дмитрий Менделеев, выдающийся математик Панфутий Чебышев, основоположник теории воздухоплавания профессор Николай Жуковский, почетный академик Петербургской АН Иван Вышнеградский, основоположник теории смазки академик Николай Петров и многие другие.

С 1883 г. Александр Бари обращает свое внимание на теплоэнергетические установки. В этот период им организованы работы по монтажу, наладке горизонтальных водотрубных секционных котлов американской компании «Бабкок-Вилькокс». Эти установки имели ряд серьезных конструктивных и эксплуатационных недостатков: большой вес и высокую стоимость. В конце 1890 г. был изготовлен первый образец нового парового котла конструкции инженера Владимира Шухова.

Вначале воплощение своих проектов в металл контора А.Бари осуществляла на различных предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга, что создавало определенные трудности. Необходимость организации серийного производства новых эффективных котлов конструкции В.Шухова приводит А. Бари к мысли о создании собственного машиностроительного производства. С 1891 г. в Москве, в Симоновой слободе, недалеко от стен древнего Симонова монастыря, началось строительство предприятия, получившего название «Котельный завод А.В.Бари». Первые водотрубные паровые котлы системы В.Шухова — экономичные, надежные, собираемые из стандартных элементов, — были изготовлены в том же году. Усовершенствованная модель секционного котла с пучками параллельных труб была запатентована в 1896 г. Малая металлоемкость, хорошая транспортабельность и низкая стоимость являлись отличительными особенностями котлов В.Шухова. Уже в 1892 г. было выпущено 55 горизонтальных и 26 вертикальных котлов. Внимание специалистов привлек и морской котел, разработанный для судостроения. Два типа котлов конструкции инженера В.Шухова были представлены на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. и удостоились золотой медали. С 1892 г. контора А.В.Бари принимает активное участие в развитии сети российских железных дорог. К 1910 г. было построено 417 железнодорожных мостов, в том числе на Транссибирской магистали через Оку и Енисей, здания железнодорожных станций в Рыбинске, Астрахани, Лихоборах и многие другие объекты.

Для проектов различных металлических конструкций инженеры конторы А.Бари разработали и стали первыми применять три главных принципа, ставших основой отечественной конструкторской школы: экономия металла как принцип проектирования, наименьшая трудоемкость как технологический принцип, скоростной поточный монтаж как принцип строительства.

Расширение деятельности конторы требовало значительных и постоянных займов. В этом случае помогала безупречная деловая репутация Александра Бари в промышленных и банковских кругах. Вот один из отзывов о нем при поручительстве для кредита в Государственном банке: «Человек очень деятельный, знает свое дело, имеет обширные дела и зарекомендовал себя хорошо в последние годы. Имеет некоторые средства, которые нажил в своем деле и заслуживает кредит означенный».

Одна из ярких страниц в деятельности конторы А.Бари — участие в год ее 15-летия в подготовке и проведении в Нижнем Новгороде Всероссийской Промышленной и Художественной выставки в 1896 г. Здесь была весьма зримо реализована идея Александра Бари: показать деятельность своей компании не только в виде изделий, моделей и чертежей, а в качестве реальных объектов — павильонов выставки.

Комплексы зданий павильонов «Производства фабрично-заводские и ремесленные» и «Строительное и инженерное дело, морское и речное торговое судоходство» своей нетрадиционной формой металлоконструкций привлекали внимание посетителей. В путеводителе по Всероссийской выставке можно прочесть следующие строки о сооружениях конторы А.Бари: «Ротонда и прилегающие прямоугольные здания могут по праву рассматриваться как самостоятельные экспонаты. Они построены из металла инженером Бари по системе инженера-механика Шухова. Оригинальность этих конструкций состоит в том, что их покрытия образованы без прогонов, сильно натянутой, висячей, образованной из листовой стали сети».

По решению экспертной комиссии выставки, инженер Александр Бари был удостоен высшей награды — права изображения государственного герба Российской империи на выпускаемой его предприятием продукции — «за применение новых усовершенствований в конструкции металлических зданий и за широкое развитие, быстрое и хорошее исполнение строительных и котельных работ».

Контора инженера А.В.Бари стала своеобразной кузницей научных и инженерных кадров для отечественной науки и промышленности.

Вместе с инженером-механиком Владимиром Шуховым, получившим в XIX веке среди современников неофициальное звание «первый инженер Российской империи», ставшим позднее почетным академиком АН СССР, в разное время в конторе А.Бари работали признанные мастера своего дела: инженер-механик Сергей Гаврилов, соавтор В.Шухова по установке «Приборы для непрерывной дробной перегонки нефти…», обогнавшей свое время почти на 20 лет; инженер-механик Владимир Зворыкин, впоследствии преподаватель ИМТУ, автор популярного учебного пособия «Элементы графостатики» (1911 г.); инженер-механик Людвиг Кифер, впоследствии доктор технических наук, профессор МВТУ, один из основоположников отечественной школы подъемно-транспортной техники; инженер-механик Леонид Лейбензон, впоследствии академик АН СССР, основатель подземной гидравлики, сыгравшей большую роль в создании научных основ разработки нефтяных месторождений; инженер-технолог Иван Елин, впоследствии автор учебных пособий: «Переработка нефти» (1926 г.) и «Керосин, его производство и применение» (1929 г.); изобретатель Феликс Инчик; инженер-механик Александр Потемкин и многие другие инженеры и техники.

В 1910 г. «Строительная (так она впоследствии стала называться) контора инженера А.В.Бари» отметила 30-летие своей деятельности. За это время ею было построено 3240 стальных резервуаров для нефти, керосина и других продуктов вместимостью 178 млн пудов, 65 нефтеналивных барж, 350 верст нефтепроводов, 4210 паровых водотрубных котлов, первые русские газгольдеры, 417 железнодорожных мостов, 21 элеватор для хранения зерна, 8 доменных печей, металлические конструкции для 200 зданий общей площадью более 423 тыс. м2 и многие другие объекты. Наряду с весомым вкладом в укрепление российского промышленного потенциала «Строительная контора инженера А.В.Бари» осуществляла широкую благотворительную деятельность. В 1899-1901 гг. городу Москве было сделано пожертвование в виде светопрозрачного покрытия Музея изобразительных искусств, выполненного по проекту Владимира Шухова, неоднократно делались щедрые пожертвования Московскому и Комиссаровскому техническим училищам, Политехническому обществу и другим российским заведениям и организациям.

Характерной чертой Александра Бари как предпринимателя было бережное отношение к своим рабочим и служащим. Можно вспомнить о наличии у его рабочих и служащих специальных сберегательных счетов, эффективную систему материального поощрения, наличие бесплатных столовых и медицинского обслуживания.

16 апреля 1913 г., открывая годовое собрание Политехнического общества, председательствующий профессор ИМТУ Александр Гавриленко сообщил, что «со времени последнего собрания общество понесло тяжелую утрату — скончался его почетный член Александр Вениаминович Бари».

Все его состояние по завещанию перешло к сыновьям Владимиру и Виктору, однако руководство деятельностью как головной конторы, так и ее филиалов, вплоть до 1918 г., осуществлял Владимир Шухов.

В 1918 г. предприятия А.Бари были национализированы, а семейство, покинув Россию, уехало в США.